понедельник, 19 марта 2012 г.

Тайны языка души



Вначале было Слово, и не умолкнет Оно даже после Трубного гласа.
Иоанн Златоуст
Как было бы здорово проснуться однажды и вдруг заговорить на языке, которого никогда не знал! Об этом мечтают многие, ни на миг не сомневаясь, что такое может быть только чудом. А некоторые не только мечтают, но и… говорят. Во всяком случае, явление глоссолалии (греч. γλοσσα — язык; λαλειν — говорить), при котором люди внезапно начинают говорить на якобы незнакомых языках, существует и даже изучается. Но что оно собой представляет на самом деле?
Как сказано в Библии
В день Пятидесятницы «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они [апостолы] находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках". (Деян. 2: 2-4).
Каждый апостол получил дар провещевать Благую весть иноземцам, собравшимся в то время в Иерусалиме. Одновременно каждый получил назначение: среди каких народов ему надлежит далее миссионерствовать. И пошел Андрей в русские земли, Матфей в Эфиопию, а Варфоломей в Испанию.
Но еще это было и явное для всех знамение, что отныне апостолы крещены Святым Духом.
До сих пор многие протестанты считают, что без подобного знамения человек не может считаться воцерковленным в полной мере. Правда, давно уже не наблюдалось случаев, когда такие «глаголания языками» звучали бы как осмысленные боговдохновенные проповеди. В наше время практически всегда «говорящий на языках» произносит отдельные, никому из окружающих непонятные слова, которые ныне и считаются глоссолалией. Вот раньше!.. Некоторые богословы объясняют это тем, что по мере приближения конца света чудеса теряют мощь, становятся мельче и слабее.
Как считает наука
С точки зрения физиологов, математиков и лингвистов в подобном явлении - говорении на якобы незнакомых языках - ничего сверхъестественного нет. Каждый из нас сталкивался с таким неоднократно, просто не придавал этому сакрального значения: например, лепет младенца, «безумные речи» любовников, пьяный вздор, горячечный бред.
При отсутствии контроля разумом произносятся звуки самые обыкновенные, привычные для гортани, и соединяются они, естественно, в привычные последовательности гласных и согласных, по законам устной речи и математической комбинаторики. Окружающие могут воспринимать такие выкрики как «слова». Пусть непонятные, скорее всего иностранные, незнакомые, но – слова. А учитывая, что, по утверждению лингвистов, почти любое подобное сочетание встречается в качестве слова хоть в каком-нибудь языке мира, то глоссолалия налицо.
Иногда такого эффекта стремятся достигнуть специально, например, в ритуалах разных религий, вовсе не только в христианстве. Известны такие факты при камлании шаманов, колдунов в Африке, Индонезии, Японии. Часто подобное явление возникает без какой-либо целенаправленности: например, у затанцевавшейся молодежи на дискотеках, у фанатов на концертах любимых звезд, словом, в любой ситуации, при которой участник приходит в экстаз.
Легче всего к экстазу приводят наркотики, что, как известно, тоже использовалось в разных культах с помощью грибов, окуриваний и возлияний различных настоев. Глаголают при этом многие и обильно.
Ученые спорят
Всерьез занялся изучением глоссолалии американский ученый Вильям Самарин из Торонто. Потомок русских молокан, он с детства сталкивался с «говорением языками» и пришел к выводу, что «глоссалалия, действительно подобна языку в некоторых отношениях, но это лишь потому, что говорящий (несознательно) хочет, чтобы она была подобна языку». Однако некоторые стороны этого феномена математической комбинаторикой объяснить не удается. Особенно любопытны сравнения глоссолалий разных людей. Оказалось, что во многом они почти совпадают: общность интонаций, мелодики фразу, их ритмы, ударения.
Поэтому другой ученый, канадский биохимик Жан Стивенсон, рассматривает факты глоссолалии как свидетельство реинкарнаций, воспоминаний говорящих об их предыдущих жизнях. С помощью гипноза или наркотиков Стивенсон доводит испытуемого до нужного состояния, а затем фиксирует магнитофоном то, что тот произносит. Большинство экспериментов не дают значащих результатов. Но четыре факта он считает доказанными, хотя оппонентов у него значительно больше, чем единомышленников.
Например, одним из этих фактов стало обследование американки Долорес Джей, которая под гипнозом чувствовала себя немецкой девушкой Гретхен. Во время эксперимента Долорес дали пролистать немецкий словарь, но 206 немецких слов она успела произнести до знакомства со словарем. При следующем эксперименте особое внимание было уделено отсутствию попыток мошенничества, но одновременно было зафиксировано, что полноценно общаться по-немецки испытуемая не способна. Ее речь сводилась к повторению нескольких вопросов, произносимых с разными интонациями, или простейших фраз из 2-3 слов. При этом словарный запас был явно скудным, а произношение неверным. Например, на вопрос, что у нее было на завтрак, она могла спокойно ответить «Bettzimmer». Но слово это абсурдно, поскольку состоит оно из слов «кровать» и «комната» и вместе не объединяются.
Другие доказанные Стивенсоном факты «говорения языками» практически являются глоссолалиями такого же уровня.
Апостол проповедует
Две тысячи лет назад апостол Павел наставлял, чтобы верующие отличали пророчества на незнакомом, но существующем ныне языке, от говорения на языке, которого никто в мире не знает. Первым, по его утверждению, назидается церковь, единоверцы говорящего, второе же есть его обращение только к самому себе.
При этом возникает вопрос: о каком же никому неизвестном языке идет речь? Если каждый говорящий произносит нечто уникальное, отличающееся от всех других глоссолалий, то откуда общность интонаций, мелодики, ритмов и ударений?
Ведь если такое сходство не случайно и не связано с физиологическими особенностями артикуляционного аппарата людей, то может быть, вот так вспоминает душа говорящего древнейший язык, так называемый адамический или ангельский? И мы слышим в глоссолалиях отзвуки тех слов, которыми Бог создавал свет и наставлял Адама?
Если это так, то ошибочны утверждения, что таким праязыком был иврит или санскрит: слишком отличается «говорение языками» от их звучания.
Тот же апостол Павел пишет, что говорение на незнакомом языке - это молитва души непосредственно Богу, она непонятна для разума. «Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода». Иоанн Златоуст добавлял, что «душа не ответчик пред разумом». И хоть странное это явление, но препятствовать ему нельзя.
О чем молится душа, когда разум безумствует, - Бог весть, но если это и впрямь верно, если душа действительно молится, то никакой наукой явление глоссолалии объяснено быть не может. Потому что наука заканчивается там, где начинается вера.

http://www.oracle-today.ru/articles/27554/

Комментариев нет:

Отправить комментарий